Оглавление

Введение Первое знакомство Структура приложения Обработка запросов Основные понятия Работа с базами данных Получение данных от пользователя Отображение данных Безопасность Кеширование Веб-сервисы REST Тестирование Специальные темы Виджеты Хелперы
Зачем реклама?

Поведения

Поведения (behaviors) — это экземпляры класса yii\base\Behavior или класса, унаследованного от него. Поведения, также известные как примеси, позволяют расширять функциональность существующих компонентов без необходимости изменения дерева наследования. После прикрепления поведения к компоненту, его методы и свойства "внедряются" в компонент, и становятся доступными так же, как если бы они были объявлены в самом классе компонента. Кроме того, поведение может реагировать на события, создаваемые компонентом, что позволяет тонко настраивать или модифицировать обычное выполнение кода компонента.

Создание поведений #

Поведения создаются путем расширения базового класса yii\base\Behavior или его наследников. Например,

namespace app\components;

use 
yii\base\Behavior;

class 
MyBehavior extends Behavior
{
    public 
$prop1;

    private 
$_prop2;

    public function 
getProp2()
    {
        return 
$this->_prop2;
    }

    public function 
setProp2($value)
    {
        
$this->_prop2 $value;
    }

    public function 
foo()
    {
        
// ...
    
}
}

В приведенном выше примере, объявлен класс поведения app\components\MyBehavior содержащий 2 свойства prop1 и prop2, и один метод foo(). Обратите внимание, свойство prop2 объявлено с использованием геттера getProp2() и сеттера setProp2(). Это возможно, так как yii\base\Behavior является дочерним классом для yii\base\BaseObject, который предоставляет возможность определения свойств через геттеры и сеттеры.

Так как этот класс является поведением, когда он прикреплён к компоненту, компоненту будут также доступны свойства prop1 и prop2, а также метод foo().

Tip: Внутри поведения возможно обращаться к компоненту, к которому оно прикреплено, используя свойство yii\base\Behavior::owner.

Note: При переопределении метода поведения yii\base\Behavior::__get() и/или yii\base\Behavior::__set() необходимо также переопределить yii\base\Behavior::canGetProperty() и/или yii\base\Behavior::canSetProperty().

Обработка событий компонента #

Если поведению требуется реагировать на события компонента, к которому оно прикреплено, то необходимо переопределить метод yii\base\Behavior::events(). Например,

namespace app\components;

use 
yii\db\ActiveRecord;
use 
yii\base\Behavior;

class 
MyBehavior extends Behavior
{
    
// ...

    
public function events()
    {
        return [
            
ActiveRecord::EVENT_BEFORE_VALIDATE => 'beforeValidate',
        ];
    }

    public function 
beforeValidate($event)
    {
        
// ...
    
}
}

Метод events() должен возвращать список событий и соответствующих им обработчиков. В приведенном выше примере, объявлено событие EVENT_BEFORE_VALIDATE и его обработчик beforeValidate(). Указать обработчик события, можно одним из следующих способов:

  • строка с именем метода текущего поведения, как в примере выше;
  • массив, содержащий объект или имя класса, и имя метода, например, [$object, 'methodName'];
  • анонимная функция.

Функция обработчика события должна выглядеть как показано ниже, где $event содержит параметр события. Более детальная информация приведена в разделе События.

function ($event) {
}

Прикрепление поведений #

Прикрепить поведение к компоненту можно как статически, так и динамически. На практике чаще используется статическое прикрепление.

Для того чтобы прикрепить поведение статически, необходимо переопределить метод behaviors() компонента, к которому его планируется прикрепить. Метод behaviors() должен возвращать список конфигураций поведений. Конфигурация поведения представляет собой имя класса поведения, либо массив его настроек:

namespace app\models;

use 
yii\db\ActiveRecord;
use 
app\components\MyBehavior;

class 
User extends ActiveRecord
{
    public function 
behaviors()
    {
        return [
            
// анонимное поведение, прикрепленное по имени класса
            
MyBehavior::className(),

            
// именованное поведение, прикрепленное по имени класса
            
'myBehavior2' => MyBehavior::className(),

            
// анонимное поведение, сконфигурированное с использованием массива
            
[
                
'class' => MyBehavior::className(),
                
'prop1' => 'value1',
                
'prop2' => 'value2',
            ],

            
// именованное поведение, сконфигурированное с использованием массива
            
'myBehavior4' => [
                
'class' => MyBehavior::className(),
                
'prop1' => 'value1',
                
'prop2' => 'value2',
            ]
        ];
    }
}

Вы можете связать имя с поведением, указав его в качестве ключа элемента массива, соответствующего конфигурации поведения. В таком случае, поведение называется именованным. В примере выше, два именованных поведения: myBehavior2 и myBehavior4. Если с поведением не связано имя, такое поведение называется анонимным.

Для того, чтобы прикрепить поведение динамически, необходимо вызвать метод yii\base\Component::attachBehavior() требуемого компонента:

use app\components\MyBehavior;

// прикрепляем объект поведения
$component->attachBehavior('myBehavior1', new MyBehavior);

// прикрепляем по имени класса поведения
$component->attachBehavior('myBehavior2'MyBehavior::className());

// прикрепляем используя массив конфигураций
$component->attachBehavior('myBehavior3', [
    
'class' => MyBehavior::className(),
    
'prop1' => 'value1',
    
'prop2' => 'value2',
]);

Использование метода yii\base\Component::attachBehaviors() позволяет прикрепить несколько поведений за раз. Например,

$component->attachBehaviors([
    
'myBehavior1' => new MyBehavior,  // именованное поведение
    
MyBehavior::className(),          // анонимное поведение
]);

Так же, прикрепить поведение к компоненту можно через конфигурацию, как показано ниже:

[
    
'as myBehavior2' => MyBehavior::className(),

    
'as myBehavior3' => [
        
'class' => MyBehavior::className(),
        
'prop1' => 'value1',
        
'prop2' => 'value2',
    ],
]

Более детальная информация приведена в разделе Конфигурации.

Использование поведений #

Для использования поведения, его необходимо прикрепить к компоненту как описано выше. После того, как поведение прикреплено к компоненту, его использование не вызывает сложностей.

Вы можете обращаться к публичным переменным или свойствам, объявленным с использованием геттеров и сеттеров в поведении, через компонент, к которому оно прикреплено:

// публичное свойство "prop1" объявленное в классе поведения
echo $component->prop1;
$component->prop1 $value;

Аналогично, вы можете вызывать публичные методы поведения,

// публичный метод foo() объявленный в классе поведения
$component->foo();

Обратите внимание, хотя $component не имеет свойства prop1 и метода foo(), они могут быть использованы, как будто являются членами этого класса.

В случае, когда два поведения, имеющие свойства или методы с одинаковыми именами, прикреплены к одному компоненту, преимущество будет у поведения, прикрепленного раньше.

Если при прикреплении поведения к компоненту указано имя, можно обращаться к поведению по этому имени, как показано ниже:

$behavior $component->getBehavior('myBehavior');

Также можно получить все поведения, прикрепленные к компоненту:

$behaviors $component->getBehaviors();

Отвязывание поведений #

Чтобы отвязать поведение от компонента, необходимо вызвать метод yii\base\Component::detachBehavior(), указав имя, связанное с поведением:

$component->detachBehavior('myBehavior1');

Так же, возможно отвязать все поведения:

$component->detachBehaviors();

Использование поведенияTimestampBehavior #

В заключении, давайте посмотрим на yii\behaviors\TimestampBehavior — поведение, которое позволяет автоматически обновлять атрибуты с метками времени при сохранении Active Record моделей через insert(), update() или save().

Для начала, необходимо прикрепить поведение к классу Active Record, в котором это необходимо:

namespace app\models\User;

use 
yii\db\ActiveRecord;
use 
yii\behaviors\TimestampBehavior;

class 
User extends ActiveRecord
{
    
// ...

    
public function behaviors()
    {
        return [
            [
                
'class' => TimestampBehavior::className(),
                
'attributes' => [
                    
ActiveRecord::EVENT_BEFORE_INSERT => ['created_at''updated_at'],
                    
ActiveRecord::EVENT_BEFORE_UPDATE => ['updated_at'],
                ],
                
// если вместо метки времени UNIX используется datetime:
                // 'value' => new Expression('NOW()'),
            
],
        ];
    }
}

Конфигурация выше описывает следующее:

  • при вставке новой записи поведение должно присвоить текущую метку времени UNIX атрибутам created_at и updated_at;
  • при обновлении существующей записи поведение должно присвоить текущую метку времени UNIX атрибуту updated_at.

Note: Для того, чтобы приведённая выше конфигурация работала с MySQL, тип created_at и updated_at должен быть int(11). В нём будет храниться UNIX timestamp.

Теперь, если сохранить объект User, то в его атрибуты created_at и updated_at будут автоматически установлены значения метки времени UNIX на момент сохранения записи:

$user = new User;
$user->email 'test@example.com';
$user->save();
echo 
$user->created_at;  // выведет метку времени на момент сохранения записи

Поведение TimestampBehavior так же содержит полезный метод touch(), который устанавливает текущую метку времени указанному атрибуту и сохраняет его в базу данных:

$user->touch('login_time');

Другие поведения #

Кроме затронутых выше, есть и другие уже реализованные поведения. Как встроенные, так и сторонние:

  • yii\behaviors\BlameableBehavior - автоматически заполняет указанные атрибуты ID текущего пользователя.
  • yii\behaviors\SluggableBehavior - автоматически заполняет указанные атрибут пригодным для URL текстом, получаемым из другого атрибута.
  • yii\behaviors\AttributeBehavior - автоматически задаёт указанное значение одному или нескольким атрибутам ActiveRecord при срабатывании определённых событий.
  • yii2tech\ar\softdelete\SoftDeleteBehavior - предоставляет методы для «мягкого» удаления и воосстановления ActiveRecord. То есть выставляет статус или флаг, который показывает, что запись удалена.
  • yii2tech\ar\position\PositionBehavior - позволяет упралять порядком записей через специальные методы. Информация сохраняется в целочисленном поле.

Сравнение с трейтами #

Несмотря на то, что поведения схожи с трейтами тем, что "внедряют" свои свойства и методы в основной класс, они имеют множество отличий. Они оба имеют свои плюсы и минусы, и, скорее, дополняют друг друга, а не заменяют.

Плюсы поведений #

Поведения, как и любые другие классы, поддерживают наследование. Трейты же можно рассматривать как копипейст на уровне языка. Они наследование не поддерживают.

Поведения могут быть прикреплены и отвязаны от компонента динамически, без необходимости модифицирования класса компонента. Для использования трейтов необходимо модифицировать класс.

Поведения, в отличие от трейтов, можно настраивать.

Поведения можно настраивать таким образом, чтобы они реагировали на события компонента.

Конфликты имен свойств и методов поведений, прикрепленных к компоненту, разрешаются на основе порядка их подключения. Конфликты имен, вызванные различными трейтами, требуют ручного переименования конфликтующих свойств или методов.

Плюсы трейтов #

Трейты являются гораздо более производительными, чем поведения, которые, являясь объектами, требуют дополнительного времени и памяти.

Многие IDE поддерживают работу с трейтами, так как они являются стандартными конструкциями языка.


Зачем реклама?